Меню сайта
Категории раздела
Юбилей [1]
80-лет
ЕГЭ 2010 [0]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Доклады

Повышение вычислительной культуры учащихся

(Доклад учителя математики Бочкаревой В.А.)

 

Математика нужна всем. Раскрывая удивительный мир окружающих нас цифр, она учит мыслить яснее и последовательнее, развивает мысль, внимание: воспитывает настойчивость и волю. Одним словом математика учит нас учиться приобретать знания. Для того чтобы ученики научились всему этому, учителю нужно приложить все усилия, чтобы добиться этого. Самое главное заинтересовать учащихся, каждый раз раскрывая математику с новой стороны, для этого в своей работе я использовала устный счет, занимательные логические математические задачи – загадки, числовые ребусы, математические квадраты.

             Устный счет можно проводить кратковременно, во время урока на 15-10 минут или же смотря по объему проверки на 15 минут. Основное внимание уделяло устному счету, так как без умения легко и быстро решать в уме, нельзя добиться хороших результатов в вычислительном навыке. Для этого, провожу на каждом уроке математики в течении 5-7 минут устный счет.

            Устный счет является способом направленного и всестороннего развития творческих способностей учащихся.

            Устный счет возбуждает в детях интерес к вычислениям вообще, воспитывает математическую зоркость, находчивость, сообразительность, развивает внимание и укрепляет память, что очень необходимо при изучении математики.

            Хорошо развитые навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах. Учителю математики надо обращать внимание на устный счет с того момента, когда учащиеся переходят к нему из начальной школы. Именно в-пятых – шестых классах мы закладываем основы обучения математике наших воспитанников. Не научим считать в этот период – будем и сами в дальнейшем испытывать трудности в работе и своих учеников обречем на постоянные обидные промахи.    

Устный счет я всегда проводила так, чтобы ребята начинали с легкого, а затем постепенно  брались за вычисления все более и более трудные. А если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то ребята обнаружат свое собственное бессилие.

            Поэтому первое время на уроках я предлагала учащимся для устного счета обычные карточки типа: «Найти сумму чисел 57 и 9; 37, 18 и 13 и т.п.». Этим приемом издавна пользуются практически все учителя. Приемы просты, доступны и эффективны. Эффективны и игры типа «Быстрый счет», «Математическое лото», «Математическая эстафета». Для слабого ученика это разнообразие приемов недостаточно. Слабому ученику необходимо иметь систему устных упражнений и дома.

            Поэтому, когда мои дети (выпуск 2000) учились в шестом классе, на первом уроке математики я предлагала каждому учащемуся карточки устного счета, взглянув на карточку, нетрудно догадаться, что по горизонтали располагаются однотипные примеры на одно и то же правило. Сначала предлагала детям считать примеры по горизонтали строка за строкой. Ученик вслух прочитывает пример, затем называет его ответ. Это помогает детям быстро привыкнуть к карточке.

            Особые трудности возникли у детей, когда мы начали работать с карточкой – умножение и деление на разрядных единиц: «+», «-», «*», «:» отрицательных чисел.

            Для устранения, мы повторяли все основные правила, алгоритмы устного счета. А если учащиеся все еще затрудняются при решении примеров, то просила их еще раз вычислять примеры с подробными объяснениями. Если дети не были утомлены, то предлагала считать примеры 1 столбика. Опять – таки сначала учащиеся вслух прочитывали пример, а затем называли ответ. Дальше переход бывает очень интересен и для различных классов. Так, если класс имеет достаточно твердую математическую подготовку, дети, скорее всего, начинают называть только ответ примеров. С этого момента наступает как бы перелом в работе учащихся. Стараясь не отстать от одноклассников, каждый из учащихся напрягает смекалку, вычислительную сноровку. Установка карточки на длительное внимание дает возможность максимально загрузить учащихся, проверить их работоспособность. Если же в классе средняя математическая подготовка, учителю самому придется предложить ребятам называть только ответы в примерах. Этот процесс перехода длительный, зато вызывает удовлетворения не только у учителя, но и у ребят. Дети перестают бояться карточек, работа с ними им нравится.

            Итак, в течение недели работы с карточками учитель может сделать выводы об уровне вычислительных навыков учащихся. Примеры решаются ежедневно в тетради. Ученики обычно к этому привыкали и сами выбирали для себя карточки или с примерами, или с уравнениями, или с задачами.

            Для избегания перегрузок учащимся предлагала брать на день одну карточку.

            Над этой темой работала 3 года. А потом сделала перерыв. И мы начали работать в 10 – 11 классах, карточками 6 – 11. Карточки 6, 7, 8 я использовала, начиная с 10-го класса. Каждый столбец карточки 6, учащиеся начинали с формулировки правила привидения. Карточки 9 и 11 помогали в отработке навыков взятия производной и интеграла, при подготовке государственным экзаменам. На повторительном – обобщающих уроках в 11 классе карточки очень помогают.

            Хочется отметить тот факт, что данные карточки помогают способным учащимся не уступить из виду ни одного момента основ математики. Вообще, нагрузку сильных учащихся эти карточки не увеличивают, но карточка, т.е. работа с карточками очень эффективна для учащихся со слабой и средней математической подготовкой в 5-6 классах.

 

(Улусное педагогическое чтение, 2002)

   

 

                  
 
Учет индивидуальных свойств личности в воспитательной работе
 
(Ермолаева Сардана Николаевна, психолог)
 

          Учителю необходимо изучать возрастные и психологические особенности детей, психические состояния, возникающие у них. Это позволит ему находить правильный подход к детям.

          По характеру неосознанной реакции на воздействия внешней среды различают легковнушаемых, средневнушаемых и трудновнушаемых людей. К легковнушаемым относятся те, кто доверительно относится к слову, делу, поступку, человеку. Эти люди, как правило, эмоциональны, возбудимы, импульсивны, тревожны, мнительны. Для них характерны неуверенность и эмоциональная неустойчивость легковнушаемые люди легко поддаются влиянию, подвержены общему порыву, легки на подъем. В экстремальных ситуациях нередко теряются, идут на поводу у более сильных по характеру людей. В конфликтах обычны капризны, истеричны, легко впадают в состояние аффекта.

         Учитель должен заинтересовать, увлечь легковнушаемого школьника, убедить его в правильности своих идей, позиций, вселить уверенность, пробудить надежду, заставить поверить в мечту. Доверившись учителю, он последует за ним, будет ему подражать. Очень важно быть авторитетным для такого школьника. Нужно помнить при этом, что легковнушаемые ученики ждут постоянного подкрепления своей веры в педагоге, в его слова и действия.

          Если легковнушаемый ученик еще и трудновоспитуемый, то по отношению к нему наиболее эффективна уверенная категорическая речь учителя, а в экстремальных случаях – категорический, даже приказной тон. Требования такому школьнику надо предъявлять четко, властно и уверенно.  Легковнушаемым ученикам лучше давать конкретные поручения, не требующие больших раздумий, чтобы не повысить их тревожность, не усиливать  неуверенность. Необходимо всегда требовать, чтобы за выполненную работу они отчитались перед коллективом или учителем. Легковнушаемых учеников следует привлекать к делам, которые способны у них вызвать положительные эмоции. Легковнушаемые школьники быстро увлекаются делом и также быстро охладевают к нему. В этот период они становятся тревожными, подозрительными, контактируют, как правило, с более сильными, властными ребятами, часто правонарушителями. Чтобы не допустить этого, их следует постоянно держать в поле зрения, помочь наметить перспективу на ближайший период их жизни.

        К трудновоспитуемым легковнушаемым ученикам лучше всего прикреплять учеников, которые показали бы положительный пример. В конфликтных ситуациях с легковнушаемыми детьми нелегко: они быстро возбуждаются, поддаются провокации. Этих ребят увлекает сам процесс протеста, они не вникают в его суть, причины. В этот момент ребята не воспринимают словесное воздействие со стороны – они его просто не слышат. Их нужно отвлечь действиями, переключить на дело. При углублении конфликта они нередко становятся крикливыми, драчливыми, доходят до истерики, аффективного состояния. В этом случае можно применить окрик, команду, категоричное требование. Эти школьники требуют к себе постоянного внимания учителя.

         Средневнушаемые люди на одни виды воздействия внешней среды реагируют как легковнушаемые, а на другие как трудновнушаемые. Каждом случае нужно действовать соответственно.

          Трудновнушаемые люди, как правило, эмоционально устойчивы, уверенны в себе, своих суждениях, склонны к анализу, ни чего не принимают на веру, требуют конкретных доказательств. Они постоянно настороженны, недоверчивы, плохо сходятся с людьми, упрямы, трудно поддаются как положительному, гак и отрицательному влиянию. Им свойственно критиканство.

           С трудно внушаемыми школьниками надо проводить индивидуальную работу, добиваться их доверия. Если учитель не уверен в том, что сумеет доказать свою правоту такому ученику, лучше не вступать с ним в разговор в классе, в присутствии других ребят – он может спровоцировать беспорядок, ставя провокационные вопросы, требуя конкретной аргументации. Беседовать с ним нужно спокойно, уверенно, доказательно.

           Особенно тщательно нужно аргументировать наказание таких учеников. Иначе может возникнуть конфликт. В конфликтных ситуациях трудновнушаемые школьники проявляют упрямство, не желают верить никому и ничему, становятся злыми, нередко агрессивными. Из конфликта они выходят трудно, надолго сохраняют недоверие к педагогу.

           С этими школьниками надо проводить занятия по самовоспитанию и проводить тренинги у психолога. Нельзя насильно навязывать им эти занятия. Надо заставить поверить ребят в их пользу.

            Педагог должен учитывать психические состояния детей. Они зависят от их психологических и характерологических особенностей.

           Дети могут впадать в состояние аффекта (лат. – душевное волнение, страсть). Это кратковременное, резко выраженное состояние, которое характеризуется сильным и глубоким переживанием, снижением контроля за своими действиями. Различают два вида аффекта: физиологический и патологический.

            Физиологический аффект (ярость, гнев, страх) не лишает человека возможности сознавать и контролировать свое поведение, быть ответственным за него.

            Патологический аффект приводит к глубокому помрачению сознания и автоматически бесцельным или опасным действием (агрессия, нападение). В этом случае по решению судебно-психиатрической экспертизы человек признается невменяемым.

            Нарушение обычного течения жизни, неблагоприятные обстоятельства, вызывающие внутренний дискомфорт, могут быть причиной депрессии (лат. – подавление). Обычно ей подвержены люди легко внушаемые, высокотревожные, эмоционально неустойчивые, со слабым типом нервной системы (меланхолический темперамент). Как правило, это пограничное состояние, являющееся педагогической коррекции. Все признаки, присущие глубокой форме депрессии (болезни), имеют стертую картину и выражены в нерезкой форме. Депрессия в пограничной состоянии выражается в подавленном настроении, проявлении пессимизма, некотором снижении побуждений, в пассивности. Школьник замыкается, уходит в себя, у него ослабевают контакты с товарищами, он начинает считать себя неудачником. Школьники, для которых характерно депрессивное состояние, воспринимаются окружающими как замкнутыми, нелюдимые пессимисты, избегающие всякого общения. На самом деле они дорожат оценкой окружающих.

            При депрессии ухудшается физическое состояние: нарастает утомляемость, снижается жизненный тонус.

            У школьников в депрессивном состоянии могут проявляться гнев, презрение, враждебность по отношению к другим либо к себе, что бывает значительно чаще. В этих случаях может произойти самоубийство или уход в религию.

            Прежде всего учителю нужно выяснить причину депрессивного состояния школьника: корректно побеседовать с ним, понаблюдать, что именно его угнетает и заставляет страдать – неудачи, чувство вины, обстоятельства жизни в семье, разлука с близким человеком или потеря теплых отношений с другом. Конечно, нельзя надеяться, что ученик сразу все откровенно расскажет. Однако учитель может многое выяснить, беседуя с ним даже на самую нейтральную тему. Нужно уделять больше внимания этому ученику: чаще беседовать с ним, одобрять, замечать малейший успех, давать ему нетрудные поручения, преподнося их как очень важные дела для общего дела. Однако нельзя выражать жалость – это может усилить состояние депрессии.

            У некоторых людей, когда они встречают неожиданные помехи, затруднения, которое плохо преодолеваются, возникает состояние фрустрации. Оно переживается как сильное напряжение, тревога, опасение, крах надежд, беспомощность, растерянность. У человека появляется эгоцентричность. Он может проявлять грубость, враждебность, агрессию по отношению к окружающим, угрожать им. Иногда фрустрация выливается в агрессию против себя самого. Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить безразличие, безынициативность, озлобленность. Некоторые люди в этом состоянии проявляют неагрессивные формы асоциального поведения.

            Заметив у школьника признаки фрустрации, прежде всего следует помочь ему преодолеть затруднения, комплекс неполноценности. Ученик должен чувствовать постоянную психологическую поддержку учителя. Ему нужны положительные эмоции, поэтому полезно создать для него ситуацию успеха, сформировать дружелюбное отношение к нему одноклассников, помочь определить жизненные перспективы.

            Психическое состояние тревожности, которое возникает у некоторых людей, понимается специалистами в двух значениях: как эмоционально-психическое состояние и как свойство личности.

            Тревожность как состояние характеризуется эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности. По силе и интенсивности эмоциональных реакций на ситуации различаются люди высокотревожные, умереннотревожные, низкотревожные.

            Высокотревожные вспыльчивы, раздражительны. Они находятся в постоянной готовности к конфликту, к защите, даже если в этом нет надобности.

            Для них с высокой тревожностью характерна неадекватная реакция на замечания, требования, даже на советы и просьбы. Они них видят угрозу своему престижу. Категоричный тон по отношению к ним неизбежно ведет к конфликту. Не вынося категорического тона, они сами, как правило, категоричны, требовательны и даже суровы и жестоки по отношению к другим, особенно, если те находятся в их подчинении. Это своего рода проявление психологической защиты.

            Не уверенные в себе, нерешительные, высокотревожные люди в сложных ситуациях пытаются затягивать принятие важного решения в надежде, что ситуация изменится сама по себе. И все это время они испытывают состояние напряженности, беспокойства, неадекватно реагируют на влияние окружающей среды.

            К школьникам с высокой тревожностью нельзя категорично предъявлять требования, даже если объективно они выполнимы для них. Неадекватная реакция на требование может задержать, а то и вообще отодвинуть на долгое время его выполнение. При установлении контактов с такими школьниками нужен спокойный тон. В разговорах с ними все должно быть определенным и ясным, никаких намеков, никаких угроз.

Им нужно создавать условия для проявления хотя бы малейших положительных качеств. Не рекомендуется вступать в пререкания со школьниками высокой тревожностью. Сделав замечание. Надо тут же уйти, иначе может возникнуть конфликт.

            Наказывать таких школьников можно только после спокойной беседы с ними, убедив их в том, что совершили серьезный проступок. Мера наказания должна быть адекватной к проступку. Иначе возникнет конфликт, возможно даже несколько конфликтов.

            Дети с высокой тревожностью эмоциональны, долго переживают любую незначительную неприятность. Межличностные отношения в коллективе нужно строить таким образом, чтобы у них была большая автономия и ответственность за себя. Такие ученики гораздо дольше адаптируются в новых условиях. Поэтому нельзя переводить их из класса в класс, из одной бригады в другую.

            Умеренная тревожность – нормальное состояние человека. Умеренно тревожные люди адекватно оценивают ситуацию и реагируют на нее. Тревожность они проявляют в стрессовой ситуации.

            Школьники с пониженной тревожностью требуют индивидуального подхода. Прежде всего, нужно нарушить спокойствие этих ребят по отношению к себе. Заставить их переживать, волноваться, к чему-то стремиться, включить в жизнь коллектива.

            Как правило, школьники с низкой тревожностью уверены в себе и считают, что у них все хорошо. Полезно создавать такие ситуации, которые заставят их поволноваться, создадут стимул для дальнейшей работы над собой. Такие дети легко адаптируются в новых условиях, и их можно переводить из класса в класс, с одной работы на другую.

            Учителя постоянно сталкиваются с проявлениями эмоционально-психической неустойчивости детей, особенно педагогически запушенных.

            Эмоционально-психическая неустойчивость чаще всего встречается у представителей холерического темперамента. Она может быть и приобретена. Дети с высокой степенью эмоционально-психической неустойчивости непослушны, назойливы, слабовольны, легко попадают под влияние других людей. Для них характерны необузданность, резкая смена настроения, почти всегда без причин для этого, склонность к аффективным вспышкам. Обычно у этих ребят чувства преобладают над разумом. У них дезорганизованное поведение, нет принципов, которым бы они следовали, нет планов на будущее – все обусловлено настроением.

            При средней степени эмоционально-психической неустойчивости характерны эмоциональная глухота, слабые эмоциональные реакции. Механизм переключения эмоциональных реакций заторможен. Их нужно учить управлять эмоциями.

            Есть люди, которым свойственно импульсивное поведение. Они действуют под влиянием внезапного побуждения. Импульсивность присуща людям, не умеющим, а порой не желающим управлять своим поведением. Для людей с импульсивным поведением характерны немотивированные поступки.

            Некоторым свойственно агрессивность. Она проявляется в плохом отношении к другим людям: в ссорах, насмешках, издевательствах, драках и т. д.

            Агрессивность может проявляться на близких людей, а иногда и самого человека (аутоагрессия). Чаще всего они возникают в результате не удач, несправедливого наказания, невозможности, найти выход из сложной ситуации.

            Существует разная степень проявления агрессивности. При высокой степени характерны сильно выраженный негативизм, подозрительность и настороженность по отношению к окружающим, внутренняя предрасположенность к конфликтам.

            При средней степени агрессивности вышеуказанное состояние выражено неярко и может сильно проявиться только в личностно значимой или экстремальной ситуации.

            При слабой степени агрессивность выражается умеренно даже в экстремальных ситуациях.

            Агрессивность может проявляться в сильно выраженном стремлении вступать в ссоры, оскорблять, критиковать без достаточных причин, унижать, высмеивать других людей, возбуждать по отношению к ним недобрые чувства со стороны окружающих.

            Педагоги должны учитывать психофизиологические особенности детей в воспитательной работе с ними.

 

 

Вход
Логин:
Пароль:
Поиск
ЕГЭ, ОГЭ
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Саккырырская СОШ © 2019