Четверг, 22.11.2018, 00:37
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Саккырырская СОШ им Р. И. Шадрина

Меню сайта
Категории раздела
Юбилей [0]
80-лет
ЕГЭ 2010 [0]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проекты

Заявка

Проект

2002 год: Школа духовный центр села в условиях диалога культур коренных народов как фактор социализации выпускников.

2008 год: Формирование жизненных компетенций учащихся  через приобщение к традиционным формам хозяйствования в условиях диалога культур коренных народов 

2016год: «Создание школьного научно-образовательного детско-взрослого производства в оленеводстве»

Создание школьного научно-образовательного детско-взрослого производства в оленеводстве

Анализ социокультурной ситуации

       Эвено-Бытантайский национальный улус является одним из молодых административно-территориальных образований с национальным статусом, который был образован 21 апреля 1989 года. Главная отрасль экономики – оленеводство. В национальном улусе сосредоточена 17750 голов оленей, что является десятой частью поголовья оленей республики. Разведением домашних оленей занимаются 7 сельскохозяйственных предприятий и 45 личных подсобных хозяйств населения. Крупнейшим оленеводческим хозяйством улуса является МУП «Ленинское», в котором сконцентрировано более 40% оленепоголовья улуса. Мероприятия по стимулированию оленеводов, закон об оленеводстве в РС (Я) и совершенствование ветеринарного обслуживания оленей позволили увеличить деловой выход тугутов на 13%. Но и по сей день условия кочевья остаются экстремально сложными, зарплата оленеводов низкая, что не делает эту отрасль перспективной для молодежи. В отрасли остались и трудятся потомственные эвены-оленеводы, которые несмотря на суровые условия кочевья остались верны традиционным занятиям предков.

       В МБОУ «Саккырырская СОШ им.Р.И.Шадрина» из 25 учащихся 10 - 11 классов, по итогам анкетирования  у 22 учащихся  отсутствуют трудовые навыки по производству домашнего оленеводства, не поддерживается традиционный уклад жизни сельского жителя на Севере, родители зачастую не обращают должного внимания или не могут воздействовать на формирование трудовых позиций ребенка, что влияет не только на самоидентификацию национальной принадлежности  выпускников, но и на их будущее. При этом  68 % родителей считают необходимым  приобщение детей со школьной скамьи к сельскохозяйственному труду, как фактору развития трудовых навыков и подготовки к жизни, прежде всего в родной стихии,  44 % учащихся объявили готовность к занятию производительным трудом.

Проблематика проекта

         Реалии современного образования отдаляют ребенка от традиционного образа жизни народов Севера. Вследствие этого молодежь отрывается от своих корней. Остановить этот процесс – главная задача на сегодняшний день.

         На Севере мало квалифицированных специалистов в сельском хозяйстве – оленеводстве, охотоведении, рыболовстве. Они являются исконными отраслями народов Севера. В настоящее время наблюдается упадок в данной системе. Лишь только молодые, энергичные люди могут поднять Север, поднять свой народ, дать шанс людям выжить в современных условиях. Много об этом говорится, но дальше слов дело продвигается очень слабо. Многие молодые люди, получив образования, остаются в г. Якутске, центральных улусах. На Север едут лишь единицы. А сельскому хозяйству Севера нужны высококвалифицированные специалисты.

       Успешное развитие оленеводства во многом зависит от решения проблем кадров. И немаловажная роль здесь отводится общеобразовательной школе. Для возможного дальнейшего развития отрасли нужно связать ее с фундаментальной наукой, с построением наукоемких производств.

       Однако сегодняшняя плохо укомплектованная школа не может познакомить детей с рядом фундаментальных научных открытий в отрасли развития оленеводства. Но школа также не может дать знания – как работает финансовая система, что такое маркетинг, менеджмент, какие типы консалтинга существуют, какие типы достижения науки и техники применяются в оленеводстве и мн.др.

       Но чтобы быть полноценным гражданином социума, эффективно взаимодействовать с глобальным, мировым обществом и при этом не быть оторванным от родных корней, ребенок должен знакомиться с новыми производственными и социальными технологиями, определяющие нашу жизнь.

Философские основания

      Идея проекта:

Школа должна брать инициативу  передачи молодому поколению опыта производства домашнего оленеводства, как главную отрасль экономики в условиях современного села на  Севере.

Сельскохозяйственная  направленность обучения и воспитания при этом  становится одним из приоритетных направлений развития общеобразовательной школы в условиях Крайнего Севера.

И здесь в школе должна быть создана зона проектирования и апробации с участием детей и подростков новых, не существующих сейчас в полном объеме, по крайней мере, на Севере республики, производств. Например, ведение оленеводческого производства и сопутствующих видов деятельности. В рамках данного производства может быть осуществлен технологический синтез науки, образования, сельского хозяйства, экономики, политики и экологии. Школьники будут участвовать в создании новых прорывных типов знаний, а также смогут сами программировать траектории собственного профессионального роста. На базе детско-взрослых научно-образовательных оленеводческих производств может быть построен инновационный сектор формирования новых отраслей сельского хозяйства.

Мы предлагаем проект построения детско-взрослого научно-образовательного производства.

       Цель проекта:

Создание эффективной системы образования с использованием традиционных отраслей северного региона – оленеводство и развитие межсекторного взаимодействия в этой области.

      Задачи проекта:

Развитие образовательной и информационно-методической базы по оленеводству;

Развитие разнообразных форм неформальной образовательной и научной деятельности, направленных на практический результат – развитие оленеводства на Севере;

Расширение взаимодействия между школами, местными органами власти, бизнесом и наукой в практическом решении вопросов оленеводства;

Обмен опытом и методическими материалами между участниками проекта.

      Гипотеза: Процесс развития  научно-образовательной среды в нашей школе будет более эффективным, управляемым и технологичным, если:

1.будут определены и теоретически обоснованы специальные условия для развития научно-образовательной среды;

2.на основе теоретического анализа и опыта работы школ республики по данной проблеме будет разработана и экспериментально проверена модель создания детско-взрослого научно-образовательного производства учебного учреждения;

3.будет определена нормативная база выявления эффективности проекта;

4.будут разработаны методические рекомендации по созданию детско-взрослого научно-образовательного производства для школ улуса, методика использования научно-образовательной деятельности на уроках различных предметов общеобразовательного цикла.

        Психологическая концепция

Процесс развития  научно-образовательной среды в нашей школе будет более эффективным, управляемым и технологичным, если:

1.   будут определены и теоретически обоснованы специальные условия для развития научно-образовательной среды;

2.   на основе теоретического анализа и опыта работы школ республики по данной проблеме будет разработана и экспериментально проверена модель создания детско-взрослого научно-образовательного производства учебного учреждения;

3.   будет определена нормативная база выявления эффективности проекта;

4.   будут разработаны методические рекомендации по созданию детско-взрослого научно-образовательного производства для школ улуса, методика использования научно-образовательной деятельности на уроках различных предметов общеобразовательного цикла. 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

 Как может быть устроено такого типа производство?

  1. Заключается договор с родовой общиной или создается оленеводческое стадо при школе с закупкой оленей.
  2. На базе оленеводческого стада создается детско-взрослое производство, которое включает в себя не только разведение оленей, но также детско-взрослый Центр оленеводства, который состоит из конструкторских бюро, исследовательских лабораторий, бизнес-инкубаторов.

 Стадо необходимо для проведения практических занятий, изучения производственных технологий, зарабатывания денег. На ее базе будут испытываться образцы новых производственных технологий, разработанных конструкторско-технологическими и исследовательскими подразделениями. Например: использование солнечных панелей, использование компьютерной техники, электрогенераторы, сотовые телефоны, спутниковая связь, система радиосвязи, модульные дома, модульные забойные пункты, механизация транспортных и зооветеринарных работ, механизация при строительстве изгородей, улучшение бытовых условий и др.

Взрослые в рамках данного производства отвечают в первую очередь за процессы материально-технического производства.

Учащиеся (вместе со взрослыми: учеными, педагогами, специалистами сельского хозяйства, оленеводами) отвечают за создания новых проектов, которые должны быть воплощены в оленеводстве, по маркетингу, а также  менеджерства процессами производства в целом.

 В конструкторском бюро учащиеся будут:

  • заниматься изучением деятельности производств и производственных отраслей сельского хозяйства;
  • выделять на основе этого фрагменты деятельности, которые могут быть применены в оленеводстве;
  • учиться разрабатывать новые технологии для решения конкретных задач в оленеводстве

Например:

а)      технологии производства продукции северного оленеводства: панты, мяса, эндокринно-ферментное сырье, молочная и кожевенная продукция;

б)      технология консервирования и переработки, как в стационарных цехах, так и на мобильных установках;

в)      технология забоя и первичной переработки мяса оленей, сбор и консервирование побочной продукции, эндокринно-ферментного и специального сырья, основы контроля качества продукции северного оленеводства;

г)      факторы формирования экономической эффективности в северном оленеводстве;

д)      и другие технологии.

  • учиться конструировать новые технологические модели и прорывные идеи в сельском хозяйстве, проектируя с этой целью соответствующие профессии.

Например:

а)      определение оленеемкости пастбищ;

б)      обоснование допустимой техногенной нагрузки на растительность северной земли при строительстве линейных сооружений;

в)      определение норматив, и подготовка предложений по рациональному использованию пастбищ при изгородном содержании оленей в таежной зоне;

г)      разработка технологической карты использования оленьих пастбищ;

д)      исследования в области кормления северных оленей, рецепты различных белковых и минеральных добавок для подкормки в зимне-весенний период, комбикормов концентратов для предубойного откорма оленей нижесредней упитанности и подкормки северных оленей в период бескормицы;

е)      и другие.

 В исследовательских лабораториях учащиеся будут заниматься изучением:

  • разных способов разведения оленей;
  • особенностей управления разными отраслями сельского хозяйства;
  • разных технологических норм, положенных в основу производства оленей;

а также разработкой вместе со взрослыми

  • технологий и оборудования для работы и жизни в оленеводческой бригаде;
  • современных устройств, в том числе технологий их производства;
  • современных правил техники безопасности в оленеводстве.

 В бизнес-инкубаторах учащиеся будут:

  • изучать имеющиеся предпринимательские схемы;
  • создавать маркетинговые оболочки для разных типов проектируемых ими самими современных технологий.

 Курсы, обеспечивающие работу учащихся в лабораториях:

1.      Обязательный курс «Олень и оленеводство», включающий обучению основам зоотехнии, ветеринарии, разведению оленей и племенной работе, содержание оленей, технологиям производства продукции северного оленеводства.

2.      Специальные курсы, направленные на изучение норм деятельности в отрасли сельского хозяйства – «Убой оленей и продукты из оленьего мяса», «Разработка продуктов и маркетинг», «Предпринимательская деятельность, управление в оленеводстве».

3.      Курсы, направленные на введение в «экономику развития», где среди прочего рассматриваются вопросы маркетинга.

4.      Усиленные курсы по химии, физике, биологии (с выходом к современным технологиям по использованию в сельском хозяйстве).

Ожидаемые результаты реализации проекта.

- Создание новых способов разведения оленей.

- Получение и реализация высококачественной продукции северного оленеводства.

- Развитие северного оленеводства.

Получение учащимися определяющих принципов выбора будущей профессии.

- Программирование школьниками траектории собственного профессионального роста.

- Создание новых прорывных типов знаний.

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                             

На слете состоялись состязания в оленеводческом мастерстве. Среди их участников оказалась ученица 4 класса Саккырырской средней школы Кэрэчээнэ Старостина. Маленькая Кэрэчээнэ проявила характер и волю к победе: в соревнованиях по езде верхом на старте олень сбросил юную наездницу, но девочка не сдалась и пришла к финишу верхом на олене.

По результатам соревнований депутат Государственной Думы Федот Тумусов («Справедливая Россия») наградил самую юную участницу соревнований сертификатом на 10 тысяч рублей. Благодаря за награду, Кэрэчээнэ призналась, что с нетерпением ждет лета, чтобы выехать с семьей в родовую общину в тундру пасти оленьи стада.

Вход
Логин:
Пароль:
Поиск
ЕГЭ, ОГЭ 2018
Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Саккырырская СОШ © 2018